«Финскому Шаляпину» — выдающемуся оперному певцу Мартти Талвеле исполнилось бы 75 лет со дня рождения

 

МОСКВА, 4 февраля. Корр.ИТАР-ТАСС Николай Горбунов.

Выдающемуся оперному певцу Мартти Талвеле сегодня исполнилось бы 75 лет со дня рождения. Трудно поверить, что находясь в расцвете творческих сил, всего лишь в возрасте 54 лет артист скоропостижно скончался летом 1989 года в своем имении Инкилянхови в Юго-Восточной Финляндии.

«Финский Шаляпин», как часто называли Мартти Талвелу, родился в многодетной семье в местечке Хиитола на Карельском перешейке. Уже в раннем детстве у него проявились актерские и певческие способности, но в полную силу они дали о себе знать только в юношеском возрасте, когда он победил на всефинляндском вокальном конкурсе в городе Вааса.

После этого успеха он оставил свою работу в качестве преподавателя в начальной школе и полностью сосредоточился на оперном искусстве. Примечательно, что в это время ему посчастливилось услышать в Финской опере в Хельсинки известного советского баса Ивана Петрова, который выступал в роли Бориса Годунова в одноименной опере Модеста Мусоргского. Эта, можно сказать случайная встреча, как бы предопределила всю дальнейшую оперную карьеру финского артиста.

Настоящим прорывом в его творчестве явилась заглавная роль, которую он исполнил в опере «Борис Годунов», поставленной в Савонлинне в начале 1970-х гг. Именно в это время Мартти Талвела стал художественным руководителем Савонлиннского оперного фестиваля в Юго-Восточной Финляндии. Выход этого музыкального праздника на европейский уровень произошел при участии советских артистов. Мартти Талвела приглашал в Савонлинну крупнейших певцов, музыкантов, дирижеров, режиссеров нашей страны — народных артистов Советского Союза Ирину Архипову, Евгения Нестеренко, Эмиля Гилельса, Арвида Янсонса, Георгия Товстоногова, Эдуарда Кочергина, Евгения Лебедева и других.

Оттуда — из Савонлинны, небольшого финского городка, пошла слава Мартти Талвелы, исполнившего роль Бориса Годунова. Эту роль, которая стала одной из самых любимых артиста, он исполнял более 200 раз в крупнейших театрах Европы и Америки.

У Мартти Талвелы был широчайший репертуар, но, по его же высказываниям, музыка Модеста Мусоргского оказывала на певца наибольшее воздействие. Поэтому так часто он выступал не только в роли Бориса, но и Досифея в опере «Хованщина», с концертами из произведений великого русского композитора.

Как большую честь он воспринимал приглашение выступить на торжественном вечере в Москве, посвященном 200-летию Большого театра. Через год — в 1977 году он приезжал на гастроли в Большом театре и в Кировском /Мариинском театре/, в последующие годы он выступал с концертами в Москве и Санкт-Петербурге.

«Мартти Талвела был необыкновенным другом России, русского искусства вообще и в области музыки в особенности, — сказал в беседе с корр.ИТАР-ТАСС всемирно известный бас, бывший солист Большого театра Евгений Нестеренко. — Несмотря на то, что он рано ушел от нас, он прожил большую жизнь как артист и художник. Он сделал очень много в искусстве и очень много оставил людям».

Мартти Талвела стремился сделать все на самом высоком уровне: как на сцене, так и в жизни, в которой он себя больше считал крестьянином, чем певцом. В его имении Инкилянхови, где он неоднократно принимал корр.ИТАР-ТАСС, содержалось около 400 овец, надо было обрабатывать почти 50 га пашни, 200 гектаров леса. Часто можно было видеть певца и на тракторе, и на элеваторе, и в овчарне. Со своим хозяйством он старался управляться сам...

В 1989 году, когда завершалось строительство новой Финской национальной оперы, Мартти Талвела уже был назначен генеральным директором. Но поработать в этой высокой должности так и не успел.

На Главную