Мартти Талвела: Душа певца

Мои встречи с «финским Шаляпиным»

К 75-летию со дня рождения певца.

 

Наименование Мартти Талвела: Душа певца
Мои встречи с «финским Шаляпиным»
Автор(а) Горбунов Н.
ISBN 978-5-838901-62-9
Издательство Крук
Город издания М.
Год издания 2010
Кол-во страниц 408
Тираж 500
Обложка/переплет
Формат 60х90/16
  Книга посвящена Владимиру Чернову, оперному певцу
Аннотация В Финляндии издано несколько книг о великом финском артисте, «финском Шаляпине» — Мартти Талвеле (1935-1989 гг.). Данная книга «Мартти Талвела: Душа артиста» — первая, изданная вне пределов страны Суоми. Особенность этой книги состоит в том, что ее автор не музыкант, не музыкальный критик, и поэтому он не занимается исследованием творческого пути артиста, разбором оперных партий, в которых выступал Мартти Талвела, его концертов. Однако автор как русский журналист, длительный период работавший в Финляндии и странах Северной Европы, имел счастливую возможность более десяти лет тесно общаться с артистом — в его семье, до-машней обстановке, видел певца на оперной сцене, в концертах. Тридцать три года автор собирал материалы о Мартти Талвеле и в итоге подготовил эту книгу к его 75-летию. Автор стремился раскрыть истоки могучего таланта «финского Шаляпина» в его душе, в его духовном мире. В определенной мере этому содействовали интервью и беседы с известными финскими, русскими и другими артистами, режиссерами, художниками, которые хорошо знали Мартти Талвелу и с которыми автор общался лично.
  Книга издана при поддержке Культурного фонда Финляндии.

Резюме

Книга Николая Горбунова «Мартти Талвела: Душа артиста» — первая об этом финском певце, написанная иностранным автором и изданная за пределами Финляндии, в России. Автор как русский журналист, длительное время работавший в Финляндии и странах Северной Европы, имел возможность более 10 лет тесно общаться с артистом — в его семье, домашней обстановке, во время выступлений на оперной сцене, в концертах. Автор стремился раскрыть истоки его могучего таланта в его душе, в его духовном мире. Книга издана в 2010 году к 75-летию со дня рождения Мартти Талвелы (4 февраля 1935 г.).

Книга состоит как бы из трех частей. В первой рассказывается о личных встречах автора с Мартти Талвелой. Во второй части известные русские и финские деятели искусства рассказывают автору о Мартти Талвеле. Третья часть — Приложение, в котором приводятся статьи автора о Мартти Талвеле, опубликованные в России. В книге приводится много фотографий, сделанных самим автором.

Николай Горбунов также много лет занимается исследованием жизни и творчества великого русского артиста Федора Ивановича Шаляпина (он является автором книг «Федор Шаляпин в Японии и Китае» (Москва, 2002 г.) и «По скандинавскому следу Шаляпина» (Москва, 2008 г.)), поэтому вполне естественно, что он обратил внимание на Мартти Талвелу, которого называют «финским Шаляпиным».

Репертуар певца был богат и многогранен. Мартти Талвела исполнял басовые партии в операх Верди, Вагнера, Моцарта, Сметаны, Кокконена. Но в его творчестве был композитор, который играл для певца особую роль — это русский композитор Модест Мусоргский, автор опер «Борис Годунов» и «Хованщина», выступая в которых Мартти Талвела приобрел всемирную известность. Стремясь постичь глубину этих образов, артист с большим интересом знакомился с произведениями русских композиторов, писателей, художников. Роль Бориса Годунова Талвела исполнял около 250 раз и каждое выступление на высочайшем накале эмоций и духовного подъема.

Огромна роль артиста в становлении и развитии Савонлиннского оперного фестиваля, художественным руководителем которого Мартти Талвела был с 1972 по 1979 годы. Именно благодаря его усилиям фестиваль вышел на высокий международный уровень.

___

В Финляндии на данный момент изданы четыре книги о великом финском артисте Мартти Талвеле (1935-1989 гг). Две из них — финских авторов, авторы двух других — сам Мартти Талвела и вдова певца Аннукка Талвела. Данная книга Николая Горбунова «Мартти Талвела: Душа артиста» — первая, написанная иностранным автором и издана за пределами Финляндии, в России.

Автор как русский журналист, длительное время работавший в Финляндии и странах Северной Европы, имел счастливую возможность более 10 лет тесно общаться с артистом — в его семье, домашней обстановке, во время выступлений на оперной сцене, в концертах.

Особенность этой книги состоит в том, что ее автор не музыкант, не музыкальный критик, и поэтому он не занимается исследованием творческого пути артиста, разбором оперных партий, в которых выступал Мартти Талвела, его концертов. Но, несмотря на это, книга привлекает своей оригинальностью. Автор стремился раскрыть истоки могучего таланта «финского Шаляпина» в его душе, в его духовном мире.

Именно исследование жизни и творчества великого русского артиста Федора Ивановича Шаляпина и способствовало тому, что автор обратил пристальное внимание на Мартти Талвелу. Вернее, эти два процесса шли как бы параллельно.

Все-таки первым автор встретил Талвелу, а потом произошла историческая (для автора) встреча с аккомпаниатором Федора Шаляпина — известным финским пианистом, дирижером и композитором Жоржем де Годзинским. В результате были написаны две книги «Федор Шаляпин в Японии и Китае» (Москва, 2002 г.) и «По скандинавскому следу Шаляпина» (Москва, 2008 г.). Рукопись о встречах с Мартти Талвелой была готова давно, но ее окончательное редактирование и подготовка к печати постоянно затягивались из-за работы над книгами о Федоре Шаляпине. И только 34 года спустя после первой встречи с певцом книга издана в 2010 году к 75-летию со дня рождения Мартти Талвелы (4 февраля 1935 г.).

Может создаться впечатление, что все эти десятилетия автор занимался другой темой и выпустил из поля зрения финского певца. Но это не так. Даже далеко не так. Объяснение этому довольно простое: первая встреча с Мартти Талвелой на окраине Хельсинки произвела на автора такое огромное впечатление, что он долгое время не мог обращаться к другим темам и персонажам! А ведь автор — профессиональный журналист!

В один из зимних январских дней 1976 года, когда Хельсинки буквально утопал в снегу, на окраине финской столицы в районе Таммисало Мартти Талвела и его очаровательная супруга Аннукка принимали русских журналистов Николая Горбунова и Владимира Додонова.

Дипломаты говорят, что наиболее плодотворная встреча бывает тогда, когда она хорошо подготовлена. И журналисты пошли по тому же пути. Для беседы с «финским Шаляпиным», как нередко называли Мартти Талвелу, был использован тщательно проработанный двухтомник о Федоре Шаляпине.

Уже эта первая встреча заложила прочный фундамент для дальнейшего общения.

Как-то так получилось, что Мартти Талвела — финский артист с мировым именем и Николай Горбунов — русский журналист-международник с первого взгляда поняли друг друга, испытали душевную близость.

Первое знакомство и встречи проходили в Хельсинки. Затем был некоторый перерыв. Талвелы переехали в усадьбу Инкилянхови, что недалеко от Миккели, в восточной части Финляндии, а автор завершил свою командировку и вернулся в Москву. Но в 1983 году он вновь прибыл на работу в страну «тысячи озер». Этот новый пятилетний период ознаменовался более активными и продолжительными встречами, беседами, дискуссиями. В их ходе раскрывались все новые грани духовного богатства певца, его душевной щедрости.

Удивительны был встречи в Инкиляхови, когда Мартти представал как крестьянин, работавший на земле с полной отдачей. Иногда трудно было по-настоящему осознать, что общаешься не просто с земледельцем, а с артистом мировой величины.

Репертуар певца был богат и многогранен. Мартти Талвела исполнял басовые партии в операх Верди, Вагнера, Моцарта, Сметаны, Кокконена. Но в его творчестве был композитор, который играл для певца особую роль. Это русский композитор Модест Мусоргский, автор опер «Борис Годунов» и «Хованщина», выступая в которых Мартти Талвела приобрел всемирную известность.

Стремясь постичь глубину этих образов, артист с большим интересом знакомился с произведениями русских композиторов, писателей, художников. Не случайно, что в его репертуаре значительное место занимали произведения Рахманинова, Чайковского, Мусоргского, он с увлечением читал книги Достоевского, Толстого, Чехова, на него производили большое впечатление полотна Репина, других русских художников по время посещения музеев в Москве и Ленинграде.

«Никогда нельзя забывать, что Мартти Талвела был необыкновенным, я бы сказал, другом России, русского искусства вообще и русской музыки в особенности, — говорил выдающийся русский бас, солист Большого театра Евгений Нестеренко. — Вечная ему благодарность за все то, что он сделал, пропагандируя русскую музыку в Финляндии, да и во всем мире.

Мартти Талвела, несмотря на то, что прожил короткую жизнь, прожил большую жизнь как артист и художник. Он сделал очень много в искусстве и очень много оставил людям. В их памяти — его роли, концерты, его подвижническая деятельность в искусстве. И большое количество грамзаписей».

Об этом говорят и другие известные мастера, с которыми автор встречался в Финляндии, в России. Они подчеркивают также огромную роль артиста в становлении и развитии Савонлиннского оперного фестиваля, художественным руководителем которого Мартти Талвела был с 1972 по 1979 годы. Именно благодаря его усилиям фестиваль вышел на высокий международный уровень.

Он все старался делать «перфект», то есть наилучшим образом. Для Мартти Талвелы не было середины, приблизительности. С самого начала работы в Савонлинне была поставлена цель — чтобы фестиваль стал признанным если не в мире, то в Европе обязательно, как в Зальцбурге, Байройте. И Мартти добился своего. Во многом в этом ему помогли русские исполнители и коллективы с мировым именем, в частности Эмиль Гилельс, Евгений Нестеренко, Георгий Товстоногов, Арвид Янсонс с Ленинградским симфоническим оркестром. Хотя в определенных кругах Финляндии это и воспринималось с некоторым скептицизмом, цель была им достигнута, барьер взят. Сейчас считается само собой разумеющимся, что Савонлиннский оперный фестиваль — это мировой уровнь.

Взять театр. Роль Бориса Годунова Талвела исполнял около 250 раз и каждое выступление на высочайшем накале эмоций и духовного подъема. Финский артист, он первым в мире записал оригинальную версию оперы «Борис Годунов». Это ли не стремление к идеалу, к правде в искусстве и в жизни. Потом эту оперу Талвела ставил на русском языке в ряде стран. В «Метрополитен-опера» он поставил «Хованщину». И снова показал вершины исполнительского искусства.

Мартти Талвела и как земледелец выглядел неустанным тружеником. Ему и тут нужен был размах — целое имение. Более 100 гектаров угодий, большое стадо овец, поля, которые надо было обрабатывать. И он садился за трактор, убирал сено, ухаживал за лесом, собирал грибы, ловил рыбу, парился в баньке «по-черному». Как настоящий земледелец.

Таким он и остался в памяти — богатый душой двухметровый гигант: артист с мировым именем и хозяин имения Инкилянхови. Таким он представлен и в этой книге.

___

«Финскому Шаляпину» — выдающемуся оперному певцу Мартти Талвеле исполнилось бы 75 лет со дня рождения

На Главную